» » История мебели: как появилась мебель. Детская мебель. История появления Мебель как функциональная утварь

История мебели: как появилась мебель. Детская мебель. История появления Мебель как функциональная утварь

Вещи окружают человека всю его жизнь. Они не просто существуют вместе с ним, а трудятся для него без выходных, не берут отпусков и отгулов. Их так много, что на какие-то из них люди быстро перестают обращать внимание, другие же, напротив, лелеют и оберегают. Это отношение переносится и на мебель. Есть предметы на первый взгляд совершенно обычные: диван, стул, стол. Но приглядимся, так ли уж они просты? О нет, целая история, порою многотысячелетняя, наполненная разнообразными загадками, интригами, открытиями, дремлет в каждом комоде и кресле, вовсе не обязательно старинной работы.

Чудо мебели отчасти подобно чуду самого человека: всякий ее предмет - это общая, выработанная веками форма, присущая только предметам данного рода, полноправным наследником которого он является. Но то, так сказать, генеалогия, а ведь не менее увлекательна и геральдика! Мебель, хотя она и прислуживает человеку, давая ему отдых или, наоборот, организуя его работу, несет в себе еще и мощный эстетический заряд. Часто она - объект искусства, в ней воплощен гений художника или, по крайней мере, талант незаурядного ремесленника. Именно о такой - дизайнерской - мебели мы расскажем в наших статьях.

Вместе с вами отправимся мы в увлекательное путешествие во времени к истокам цивилизации, посетим Египет и Месопотамию, Грецию и Рим, через Средневековье шагнем в Ренессанс, а оттуда - в Новое и Новейшее время. По дороге заглянем в таинственные глубины шкафов и комодов; если заблудимся между трех стульев, разложим на столе карту нашего похода; перекусив, как бывалые хронотуристы, историями о фараонах и королях, вздремнем в кресле или растянемся на диване, положив ноги на мягкий пуфик, и тогда, всемогущие, как боги, погасим над головой зажженное нами же комнатное солнце.

Итак, путь неблизкий. В дорогу, друзья!

Татьяна Перегудина
Конспект занятия по познавательному и художественно-эстетическому развитию «История мебели»

Образовательные области: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Программные задачи: актуализировать, систематизировать и дополнить знания детей о мебели в аспекте истории ее возникновения, побуждать фантазировать и придумывать образные перевоплощения, стимулировать развитие связной речи, развивать воображение, умение конструировать из бросового материала, воспитывать аккуратность, бережное отношение к мебели.

Предварительная работа: чтение стихотворений «Откуда стол пришел?» Г. Волковой, «Столяр» В. Степанова, экспериментирование по свойствам материалов/дерева; беседы о деревьях и их применении человеком, рассматривание иллюстраций с изображением деревьев, мебели, изготовленной из различных материалов, пластические этюды по теме «Мебель», сюжетно-ролевые игры по теме «Семья», «Мебельный магазин».

Последующая работа: организация цикла занятий с «сундучком загадочных вещей» по ознакомлению с предметным миром, создание «музея мебели» (художественный труд, конструирование) для детей младших групп, создание книжки-малышки «Необыкновенная мебель» (сочинение загадок и историй о «дружбе» мебели).

Материалы и оборудование: сундук; предмет мебели, сделанный из пня (со спинкой); иллюстрации с изображением пещеры древних людей, русской избы и ее убранства, современного интерьера, картинки с мебелью – в одной стопке и с разными предметами – в другой, пластилин и бросовый материал: спичечные коробки, пробки, палочки, трубочки и т. п.

Ход работы:

1. Мотивационно-ориентировочный этап.

Ребята, что нового вы видите у нас в группе?

Педагог обращает внимание детей на появившийся в группе «сундучок загадочных вещей».

Вам интересно, что лежит внутри? (ДА)

Сейчас мы его откроем и посмотрим.

Педагог с детьми подходят к сундучку, открывают его. Внутри – «пенек со спинкой».

Что это такое, ребята? (Педагог достает предмет, ставит на пол).

Как вы думаете, что это? (Выслушивает предположения детей).

Если дети отвечают, что это стул, предложить найти отличия от настоящего стула, подвести к выводу, что это не так.

Как вы думаете, почему у этого предмета мебели такой странный вид? Выслушивает предположения детей.

Хотите узнать, почему этот предмет мебели так выглядит? (Да)

Хотите ли вы узнать больше о мебели, как она появилась у человека? (Да)

Дети дают положительный ответ и цель их дальнейшей работы: познакомиться с историей появления мебели, чтобы узнать, что за предмет перед ними:

2. Поисковый этап.

Педагог предлагает план дальнейший план работы:

1. Узнать об истории появления мебели;

2. Догадаться, что за предмет мебели перед ними и почему он так необычно выглядит;

3. Сконструировать самим необычные предметы мебели, придумать, для чего и кому они нужны.

3. Практический этап.

Беседа об истории появления мебели.

В древнейшие времена люди не умели строить дома и делать мебель. Они жили в пещерах, где прятались от холода и диких зверей. Как вы думаете, где они спали? На чем сидели? На чем готовили еду? Они жили, спали и ели на голой земле. По каменному полу были разбросаны звериные шкуры, которыми накрывались от холода, как сейчас – одеялом. Тогда люди не понимали, что можно сделать для себя мебель – она им просто была не нужна.

Кстати, в странах Востока до сих пор существует такой обычай: люди сидят на полу, скрестив ноги, когда обедают и общаются. Вместо диванов и стульев на полу стоят топчаны, разложены подушки. Даже на физкультуре есть исходное положение «сидя по-турецки», то есть по-восточному. Можно попросит детей сесть по–турецки.

Но пещеры были очень неудобным домом. Тысячелетия спустя люди научились сами строить жилища: хижины. Вместо диванов на землю стелили длинные стебли тростника. Со временем люди научились изготавливать первые предметы обихода и мебели.

Самым лучшим материалом для изготовления мебели с древнейших времен является дерево. Но в древности у человека не было специальных инструментов, поэтому ему было трудно добывать и обрабатывать древесину. Благодаря своей находчивости он научился использовать в качестве простых предметов мебели подходящие природные материалы, например, гладкие камни, пни с корнями, раздвоенную или искривленную ветку. Длительное время люди не умели разрубать сваленные деревья и были вынуждены обрабатывать их целиком. Из цельных бревен клена, ясеня, дуба они стали выдалбливать необходимые предметы, служащие мебелью, а также посуду, корыта, ладьи. Но были и предметы, служившие одновременно для разных целей: например, большое деревянное блюдо на ножках служило и посудой, и столом.

Прошло много лет, менялось жилище человека и мебель. (Иллюстрация с изображением русской избы с убранством). Что нового появилось в быту? Обрабатывали древесину при помощи огня, ножей и каменных топоров. Развивалось и умение украшать изделия. Предметы мебели, выполненные из одного куска дерева, украшались замечательной резьбой. Искусство резьбы по дереву является самой древней художественной техникой.

Прошли века, люди многому научились, изменились их вкусы и мода, менялась и мебель. Появлялись и совершенствовались инструменты, развивались способы обработки дерева. Изобрели деревообрабатывающие станки, с помощью которых бревно можно было распилить на ровные доски и брусья. Так человек научился делать красивую, украшенную искусной резьбой мебель. Такова история появления мебели и вместе с ней, столярного ремесла – то есть искусства обработки древесины.

Сегодня мебель есть в каждом доме, и мы уже не можем без нее обойтись. Она стала удобной и красивой. Современную мебель изготавливают столяры из разных материалов на мебельных фабриках: дерева, металла, стекла, пластмассы.

Теперь вы догадались, что за предмет мебели перед вами?

(Да, это предмет мебели, похожий на те, которые изготавливали наши предки).

Молодцы! И в этом нам помогло путешествие в историю мебели.

Подвижно-дидактическая игра «Фигуры» по теме «Мебель».

А сейчас мы будем угадывать предметы мебели, которые сами изобразим.

Педагог предлагает детям изобразить предметы мебели. По сигналу дети разбегаются по группе. На следующий сигнал все играющие останавливаются на месте, где их застала команда, и принимают позу какого-либо предмета мебели. Воспитатель отмечает тех, чей предмет оказался наиболее удачным, предлагает кому-то отгадать, что показали товарищи, задает вопросы, способствующие развитию фантазии:: напр., «как бы ты изобразил шкаф, полный вещами», или «кто покажет сломанный табурет». Диван и кровать могут изобразить трое детей, а стул – двое и т. п.

Дидактическая игра «Пара слов»

Каждый участник игры берет себе по одной картинке из двух стопок и придумывает с ними предложение. Приветствуются юмор, распространенные фразы.

Ребята, давайте вообразим: могут ли предметы мебели «подружиться» с другими предметами в доме, с животными? Для этого будем выбирать из двух наборов картинок по одной случайной, не подсматривая. Из этих двух слов попробуем составить предложение.

Например, со словами «стул» и «мяч»: «Мяч закатился под стул».

Или «шкаф» и «шляпа»: «Папа достал новую шляпу из шка-фа», «Младший брат не может достать шляпу из шкафа».

«Щенок» и «кресло»: «Щенок забрался под кресло» и т. п.

4. Рефлексивно-оценочный этап.

Что нового о мебели вы сегодня узнали?

Как вы догадались, что за предмет мебели был в «сундучке загадок»?

Остался еще один пункт. Нам нужно самим изготовить необычные предметы мебели. Сможете ли вы, ребята? (Да) Тогда приступим.

Конструирование «Мебель с загадкой».

Ребята, сейчас мы откроем свою мебельную фабрику. Я вам предлагаю стать столярами и изготовить свои необычные предметы мебели, с загадкой. Во время работы не рассказывайте товарищам, что вы конструируете. После окончания работы мы будем отгадывать друг у друга, какую мебель вы придумали и изготовили.

Дети конструируют предметы мебели «с загадкой». По окончании работы воспитатель предлагает им догадаться, что смастерили товарищи. Затем можно использовать работы в режиссерских играх и т. п.

С большим почтением, даже называл его «многоуважаемым». Конечно, это делалось для красного словца. Но корпусная мебель имеет настолько богатую историю, что к ней и правда следует относиться с уважением. Проследим основные вехи в «биографии» столов, шкафов и прочих предметов, которые живут с нами под одной крышей.

Важный шаг производство корпусной мебели сделало во времена Древнего Египта, когда обработка древесины и изготовление из нее различной утвари перешли в разряд бизнеса. Время беспощадно к изделиям из древесных пород, и до нас не дошло ни одного образца той поры. Но, судя по изображениям, можно предположить, что уже несколько тысячелетий назад предки современных столов и стульев мало чем отличались от наших. В основном они были с круглыми или квадратными столешницами и сиденьями.

Древнегреческие мебельных дел мастера впервые задумались, что такая корпусная мебель, как стол, может использоваться не только для приготовления или приема пищи, но и в учебных целях. Так появились первые письменные столы. Позже рациональные римляне дополнили их подобием ящиков, которые сегодня можно встретить практически в любой модели.

Изобретение предка современного шкафа, как и многого другого в нашем мире, стал великий Леонардо. Хотя неудобство простых сундуков для хранения утвари люди отмечали давно. Сначала они научились оборудовать сундуки полочками, чтобы вещи не сваливались в кучу, а лежали на своих местах. Затем, по мере того как им хотелось вместить всё больше и больше, лари стали расти в высоту. И, наконец, «потеряли» привычную для себя крышку – на смену ей пришли хорошо известные нам дверцы. Первые шкафы были изготовлены в эпоху Возрождения. Делалась такая корпусная мебель на заказ, причем мастера стремились добиться не просто функциональности, но и эстетичности, не жалея дорогостоящих материалов для отделки. Параллельно со шкафом появился и совершенствовался еще один предмет для хранения всяких мелочей – комод.

Интересна история создания серванта. Его «отцом» можно считать небольшой столик с выдвижными ящиками, в котором два столетия назад хранили и «доводили до нужной кондиции» вина. Он был изящным, но на редкость непрактичным. И уже скоро производство корпусной мебели «догадалось» расширить его и превратить в целый шкаф, в котором можно было бы хранить и посуду, и полезные вещицы для сервировки стола, и столовый текстиль.

Новейшим изобретением мебельной цивилизации стала стенка. Ее изобрел уже вполне конкретный человек – дизайнер Поль Кадовис, и произошло это в 1945 году. Его решение опять же было продиктовано необходимостью экономии пространства: намного лучше покупать не комод, сервант и гардероб поодиночке, а один предмет мебели, в котором все они совмещаются.

Наконец, так популярные сегодня шкафы-купе ― корпусная мебель с раздвижными дверьми ― появилась в 60-е годы. Идею дизайнеры позаимствовали у пассажирских вагонов, в которых впервые начали применяться двери с откатной системой.

Мебель (продолжение)

Введение в историю.

План урока.

  • 1. Происхождение кровати.
  • 2. Происхождение стола.
  • 3. Стили мебели.
  • 4. Материал для изготовления мебели.
  • 5.Современная мебель в разных стилях.
Происхождение кровати. Для чего человеку нужна кровать?

В первую очередь, для сна, ведь треть своей жизни мы проводим во сне и, видимо, вопрос, на чем спать, одним из первых начал волновать наших далеких предков

Происхождение кровати. Ложе – то же, что и кровать (стар.)

  • Изобретательные египтяне, придумавшие разные виды мебели, создали и первое ложе, которое имело очень простую конструкцию. Это была деревянная рама, обтянутая веревками или ремнями, расположенная между двумя вырезанными из дерева животными. Поверх нее клали матрасы, а вот подушками не пользовались, предпочитали специальные подставки для головы, на которых было прохладнее спать.
  • Уже у египтян, кроме кроватей для сна, появились так называемые дневные или парадные ложа для приема гостей. Они были настолько высокими, что подняться на них можно было только с помощью специальной скамеечки. Вот тогда-то и появилось выражение «взойти на ложе», которое имело буквальный смысл. Египетские кровати, похожие на гиппопотамов, гепардов, коров и змей, не просто возносили человека над землей, но и как будто охраняли спящего.

Происхождение кровати.

  • Греки и римляне любили проводить большую часть времени в полулежачем состоянии. Поэтому вокруг обеденного стола обычно ставили три ложа (каждое - на трёх человек). Мужчины возлежали на них ("грековали"), а женщины сидели на стульях.
В те времена вся семья спала в одной постели, а, кроме того, руководствуясь законами гостеприимства, хозяева могли положить вместе с собой друзей или приятных гостей..
  • Любопытно, что названия частей ложа: «изголовье», «спинка», «ножки», возникшие из-за его сходства с животными, сохраняются с глубокой древности до наших дней.

«краббатион»

«кров»

«кровать»

Средневековый период

Кровать становится символом благосостояния и свидетельством хорошего вкуса ее владельца. Только богатый сеньор в средние века обладал индивидуальной кроватью.

Происхождение стола.

  • Слово «СТОЛ» имеет древнерусское происхождение.
  • Ранее, значение его было несколько другим: сиденье, престол.
Древние греки придумали круглый стол. Он опирался на звериные лапы. Каменный стол – по легенде,судилищное место древних карел
  • В среднем веке существовало три основных типа столов:
  • Специальные столы для занятия письмом
  • Большие и малые столы для разных целей
  • Пиршественные
Изменение моды на мебель Романовский стиль (10-12вв.) Мебель грубая примитивная. Самая распространенная мебель - сундук. Стулья без обивки, покрыты толстым слоем краски. Прямые спинки, ножки - точеные. Позднее добавилась резьба по дереву (стилизованные листья, мистические животные, геометрические орнаменты.) Столы очень просты. Чаще всего это съемная доска на двух козлах. Накладки из кованого железа.

Козлы – подставка в виде бруса на ножках, сбитых крестовиной.

Готика (12-16вв.) Мебель готического стиля изящна и проста, ее декор составляют различные архитектурные детали, колонны, шпили, башенки и т. п. В это же время появился и любимый всеми нами шкаф – до этого одежду хранили в сундуках и ларях. Сначала в своем простейшем воплощении, позже со стеклянными дверцами и раздельными полками, приняв обличие и книжного шкафа, и шкафа-бюро. Ренессанс (Возрождение) Мебель украшают основательно и богато колоннами в античном стиле. Орнамент также отталкивается от античных образцов, но становиться более утончённым. Мебель для сиденья становится более разнообразной: стул на трёх ножках, складной стул, простой стул на четырёх ножках и развившийся из него вид кресла, обитого кожей. Столы в основном двух типов. Первый - прямоугольный с толстой столешницей и двумя-четырьмя опорами, похожий на древнеримские мраморные столы. Второй - одноопорный со столешницами круглой, шести- или восьмиугольной формы. Не стоит забывать, что все эти «прогрессивные» формы мебели встречались лишь у достаточно богатых горожан. Люд победнее пользовался всё той же доской, положенной на козлы.

Античный – относящийся к истории и культуре древних греков и римлян.

Барокко (16 – 18вв.) Барокко - слово итальянское и в переводе синонимично слову «причудливый». Пышная отделка, необычные торжественные формы. Характерная новинка барокко - гнутая ножка. Используются для украшения панцирь черепахи, слоновая кость, медь и латунь, золоченая бронза. Рококо (1 половина 18в.) Вдохновителем рококо стал итальянец Месонье, в произведениях которого впервые появляются причудливые ассиметричные формы.

  • Беззаботная жизнь светских салонов была сосредоточена вокруг женщины. Появляются чисто женские предметы мебели. Это и стоящий на высоких ножках секретер с наклонно расположенной откидной доской и множеством потайных отделений; картоньерка (шкафчик для бумаг); туалет с откидным зеркалом и разнообразные тумбочки. Начинают применять красное дерево.
Ампир Ампир в переводе означает «империя». Мебель ампира была далеко не такой удобной. Комфортом сознательно жертвовали ради величественных форм. Снова орлы, львы и «зверинные лапы» ножек.

Но главную странность интерьеру в стиле ампир придавали зеркала, которых было необычайно много. Кроме привычных мест - над камином, между окнами - они появлялись над кроватями, на створках дверей, прятались у пола между ножками мебели.

Модерн (19 – начало 20в.) Модерн в переводе «современный». Элементы модерна – плавные линии, узоры и украшения с изображениями растений. Большое влияние оказало искусство Японии. Материал для изготовления мебели. Бук Клен Красное дерево Тис.

  • Ольха

Орех Ренессанс Барокко Рококо Ампир Модерн Домашнее задание

  • Нарисуй интерьер комнаты в каком-нибудь одном стиле
  • Найди историю одного из современных предметов быта

Там обрабатывали древесину и изготавливали из нее красивые вещи, что стало своего рода бизнесом. К сожалению, со временем изделия износились, и мы не можем их рассмотреть. Однако сохранились изображения, которым тысячи лет, на которых можно увидеть, как раньше изготавливались столы и стулья. По этим иллюстрациям можно сделать вывод, что современная мебель мало чем отличается от старинной. Разница в том, что раньше свой выбор мастера останавливали на круглых и квадратных столешницах и сидениях, сейчас же ассортимент форм мебели заметно увеличился.

Использование корпусной мебели в старину

У древнегреческих мастеров появилась идея более функционально использовать корпусную мебель. Они не останавливались на изготовлении мебели на кухню - со временем они стали изготавливать столы для учебных целей. Это было время, когда мир увидел первые образцы письменных столов. Римляне решили использовать их более рационально и добавили в столы ящики. Сейчас это неотъемлемая часть мебели для офиса.

Первое появление шкафов

Великий Леонардо Да Винчи впоследствии смог изобрести первый шкаф и другую мебель, которая стала основой для сегодняшних изобретений. Раньше люди хранили вещи в простых сундуках, однако это было совсем неудобно. В дальнейшем к сундукам решили добавить полочки, благодаря чему можно было более аккуратно слаживать вещи, ведь каждая из них лежала на своем месте. Со временем эти лари стали еще больше в высоту, так как в них хотели вмещать еще больше вещей. В конце концов у сундуков исчезла «крыша», которую заменили на дверцы, без которых сейчас не обойдется ни одна корпусная мебель. В эпоху Возрождения, мастера смогли воплотить в жизнь первые шкафчики. В то время над корпусной мебелью трудились мастера, которые изготавливали мебель специально под заказ. Целью мастеров было сделать шкафы и другую утварь более функциональной и эстетичной. При этом они не жалели в качестве отделки дорогостоящие материалы.

Со временем мастера смогли усовершенствовать шкафы и создать первый комод. Он был незаменимым помощником в том, чтобы хранить всякие мелочи. Увлекательной является история того, как был создан сервант. «Отец» серванта - столик небольших размеров, в котором были выдвижные ящики. Раньше в нем хранилось вино. В то время эта мебель не была практичной, но отличалась изящностью. Мастера разработали новые методы изготовления и расширили столик, превратив его в огромный шкаф. В нем начали сберегать посуду и другие кухонные принадлежности. Такова история первых сервантов.