» » Практические советы резьбы по дереву для начинающих мастеров. Рельефная резьба по дереву Прорезная резьба по дереву с рельефным рисунком

Практические советы резьбы по дереву для начинающих мастеров. Рельефная резьба по дереву Прорезная резьба по дереву с рельефным рисунком

Глухая рельефная резьба - это резьба с непрорезным (глухим) фоном, высоким рельефным узором и почти не имеющая плоских участков поверхности, за исключением оставленных, разве что по утилитарным соображениям или по композиционному замыслу. И еще одно отличие от плоскорельефной резьбы - это разная высота резных элементов от уровня плоскости фона. Глухая рельефная резьба подразделяется на резьбу барельефную - обладающую низким рельефом, и горельефную - т.е. соответственно с более высоким. Надо сказать, что рельефная резьба отличается от других видов большей выразительностью, декоративностью, обилием светотени, значительной свободой композиции. В домовой резьбе этот вид особо прижился, тем более что там такая резьба выполняется в масштабах значительных.

Порядок ее выполнения следующий. Сначала выполняют рисунок в плоскорельефной резьбе с подобранным фоном, а затем продолжают разрабатывать рельеф на плоскости орнамента или иного декоративного украшения. Выборку фона, обруб контура зачастую приходится делать с помощью киянки, поэтому нужно внимательно следить за ходом слоев древесины.

При создании рельефа растительного орнамента с включением стилизованных изображений птиц, животных или, даже может человека нужно постараться приобрести хотя бы небольшой опыт в лепке объемов стилизованного орнамента из пластилина или на худой конец из глины, чтобы без грубых ошибок, а главное, в несколько раз быстрее выполнять рельефные композиции в дереве.

Подготовка оригинала узора в масштабе позволяет копировать лепной образец и выполнять практически любой мотив орнамента или его деталь.

В рельефной резьбе основную роль играет разработка рельефа на детали, поэтому при проработке рисунка мастер должен уметь ориентироваться в расположении высоких и низких участков, обеспечивающих игру светотени. Иногда рельефную резьбу для упрощения делают накладной.

Все фото из статьи

Резьба по дереву была освоена человеком еще сотни лет назад. Причем до наших дней дошли самые разные виды ее техник. Ниже рассмотрим наиболее распространенные виды резьбы по дереву, а также ознакомимся с инструментами, которые для нее используются.

Техники резьбы

В настоящее время резьбу по дереву различают на несколько видов:

  • Ажурную ;
  • Геометрическую ;
  • Плоскорельефную ;
  • Рельефную ;
  • Скульптурную ;
  • Накладную .

Ниже подробней ознакомимся со всеми этими ее видами.

На фото — пример украшения фасада ажурной резьбой

Ажурная

Ажурная или, как ее еще называю, пропильная резьба стала широко применяться в XIX веке. Причем она была популярной как в деревенских домах, так и городских квартирах.

Ее используют для украшения следующих элементов зданий:

  • Входов
  • Наличников,
  • Фронтонов домов и пр.

Данная техника основана на пропиливании фигурных отверстий.Смотрится пропильная резьба по дереву очень эффектно и напоминает деревянное кружево.

Что касается рисунка, то он может содержать различные мотивы:

  • Рельефной резьбы;
  • Орнаментально-декоративные узоры;
  • Геометризированные изображения, напоминающие узоры в кружевах и народной вышивке.

В наше время ажурная резьба пользуется определенной популярностью при оформлении дачных домиков, беседок и пр.

Для выполнения пропильной резьбы обычно используют простой инструмент:

  • Коловорот, для выполнения отверстий–следует отметить, что для отверстий диаметром более 10 мм применяют специальные плоские сверла – перки.
  • Пила для выпиливания деталей по внешнему контуру – применяются специальные выкружные (поворотные) пилы. Ширина их полотна находится в пределах 4-15 мм. Узкие полотна применяют для получения крутых изгибов, а широкие – для выреза плавных форм.

Отличительной особенностью лучковой пилы для резьбы является то, что полотно может поворачиваться в разных направлениях.Благодаря этому можно выполнять пропилы в разных направлениях, не изменяя при этом положение станка пилы.

  • Пила для выпиливания внутренних проемов – для этих целей используют пилы-ножовки, обладающими узкими полотнами в форме клиньев. Называют такие пилы курковками. Толщина их полотен составляет полтора миллиметра, ширина у ручки в пределах 20-40 мм, длина находится в пределах 320-530 мм.

Совет!
Курковку можно сделать своими руками из старого полотна ножовки толщиной в полтора миллиметра.
Для этого его нужно обрезать в форме острого вытянутого клина.

Для выполнения пропильной резьбы, как правило, применяют доски толщиной полтора – два миллиметра.

Они могут быть выполнены из древесины следующих пород:

  • Ольхи;
  • Сосны;
  • Осины:
  • Березы.

Следует отметить, что далеко не все заготовки подходят для данных целей. Доски обязательно должны быть хорошо высушенными и без трещин.

ЛЕКЦИЯ №17

Вопросы для контроля

1. Какие инструменты используют для выполнения плоскорельефной резьбы?

2. Что представляют из себячеканы и для чего они предназначены?

3. Чем хорактерна плоскорельефная резьба с заоваленным контуром и к какой резьбе она близка по технике выполнения?

4. В чём особенность плоскорельефной резьбы с подушечным фоном?

5. Что представляет собой поверхность фона в плоскорельефной резьбе с подобранным (выбранным) фоном?

6. Из каких базовых операций состоит процесс выполнения плоскорельефной резьбы?

7. Как предупредить сколы при выполнении резьбы?

8. Какие приспособления используют для закрепления заготовки для резьбы?

9. Чем зачищают фон в резьбе с подобранным (выбранным) фоном?

10. В чём состоит подготовка поверхности резьбы к отделке?

11. Какие виды отделки используют для изделий с элементами плоскорельефной резьбы?

& А б р о с и м о в а А. А., К а п л а н Н. И., М и т л я н с к а я Т. Б. Художественная резьба по дереву, кости и рогу. – М., 1989. – 160 с.

А ф а н а с ь е в А. Ф. Резьба по дереву: Уроки мастерства. – М., 2001. – 256 с.

Б а р а д у л и н В. А. Художественная обработка дерева. – М., 1986. – 264 с.

Б а р т а ш е в и ч А. А., Р о м а н о в с к и й А. М. Художественная обработка дерева. – Мн., 2000. – 230 с.

Библиотечка газеты ʼʼДелаем самиʼʼ: ʼʼМастерская на домуʼʼ. – 2004. – № 2 (6).

Б о р и с о в И. Б. Обработка дерева. – Ростов-на-Дону, 2003. – 320 с.

В и н о г р а д о в А. Н. Резьба по дереву. – Мн., 2003. – 272 с.

Г у с а р ч у к Д. М. 300 ответов любителю художественных работ по дереву. – М., 1986. – 208 с.

К а п л а н Н. И., М и т л я н с к а я Т. Б. Народные художественные промыслы. – Мн., 1990. – 186 с.

М и л ю к о в С. В. Как научиться резьбе по дереву. – М., 1958. – 99 с.

П о д г о р н ы й Н. Л. Резьба. Мозаика. Гравирование. – Ростов-на-Дону, 2000. – 320 с.

Резьба по дереву: Сборник / Авт.-сост. В. В. Н о в и к о в. – М., 2002, – 416 с.

Х в о р о с т о в А. С. Чеканка. Инкрустация. Резьба по дереву. – М., 1985. – 176 с.

Х в о р о с т о в А. С., Х в о р о с т о в Д. А. Художественные работы по дереву. – М, 2002. – 304 с.

1. Рельефная резьба и её виды

2. Рельефно-заоваленная резьба

3. Глухая рельефная резьба

4. Особенности технологии глухой рельефной резьбы

5. Накладная рельефная резьба

6. Технология контррельефной резьбы

I. Рельефная резьба - ϶ᴛᴏ такая резьба, в которой рельеф орнамента выступает над фоном на половину своей толщины. Она является одним из самых распространённых видов резьбы. Иногда для упрощения процесса её получения используют накладные рельефные компоненты , ᴛ.ᴇ. элементы общего орнамента делают отдельными деталями. Крепят их на поверхности фона, получая накладную рельефную резьбу. В изученной ранее плоскорельефной резьбе только контуры орнамента делались рельефными , а сама поверхность орнамента оставалась плоской . В отличие от плоскорельефной резьбы, у резьбы рельефной почти нет плоских участков поверхности. Рельефная резьба похожа на резьбу с подобранным фоном . При этом высота рельефа орнамента у рельефной резьбы достигает 5-7 мм . Это делает изображение более выразительным, с обилием светотеней, что подчёркивает наиболее характерные особенности изделия с такой резьбой. По этой причине рельефной резьбой украшают мебель, наличники окон, элементы дверей, ворот, входов в дома и другие предметы жилища человека (рис. 78).

Учитывая зависимость отвысоты орнамента рельефная резьба бывает барельефной (с небольшой высотой рельефа узора) и горельефной (с более высоким рельефом узора). Горельефную резьбу отличает более ярко выраженное изображение и игра светотеней. При этом само изображение может не только выступать над фоном, но и быть углублено по отношению к фону. В этом случае рельеф называют вогнутым . Резьбу с вогнутым (обратным) рельефом называют контррельефной .

Учитывая сложность выполнения рельефной резьбы, набор инструментов подбирают самый разнообразный: прямые, отлогие, полукруглые стамески с размерами от 3 до 25 мм , клюкарзы – 2-15 мм , церазики – 3-5 мм , обычные резаки и др.

Для выполнения рельефной резьбы крайне важно хорошо владеть приёмами и правилами резания древесины вдоль и поперёк волокон. Следует соблюдать технологическую последовательность операций исходя из формы орнамента.

Важно заметить, что для сохранения выразительности рельефного изображения резьбу начинают с элементов, лежащих на поверхности, и затем постепенно переходят к более глубоким элементам резной композиции. В ходе работы лишнюю древесину срезают за несколько приёмов.

Простого копирования рисунка или графического его изображения в выполнении рельефной резьбы часто бывает недостаточно. Обычно перед началом работы лепят рельефный орнамент пластилином. Для этого используют стеку (деревянную палочку для лепки) или деревянные лопаточки, а также одноцветный пластилин, чтобы правильно передать светотени орнамента. Начинают с лепки простейших геометрических форм: куба, пирамиды, шара, конуса и др.
Размещено на реф.рф
Далее переходят к лепке ветки, цветка, листика, фруктов. Лепят модель рельефного орнамента будущего резного изделия строго по размерам.

Изготовленный орнамент может служить образцом при выполнении всœего процесса рельефной резьбы. Это позволит ускорить изготовление и повысить качество будущего изделия. Шероховатость срезов в рельефной резьбе недопустима, так как орнамент перед отделкой изделия не шлифуют .

В качестве материала для выполнения рельефной резьбы начинающему резчику желательно использовать ʼʼмассивʼʼ липы, осины, а также берёзы. Вместе с тем для выполнения такой резьбы используют также древесину более твёрдых пород: дуба, бука, ясеня, ореха, хотя с ними и труднее работать. При этом при использовании этих пород резьба получается более чистой и чёткой.

Рельефной резьбой по древесинœе как видом художественной обработки материалов занимаются резчики по древесинœе. Резные детали комплектуют, подгоняют и крепят в мебельном производстве сборщиком деталей и изделий из древесины.

1. Заготовку надёжно закрепляйте в державках.

Рельефная резьба - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Рельефная резьба" 2017, 2018.

Объемная, контурная и геометрическая резьба по дереву - это одни из наиболее древних методик декорирования самых разных изделий. По большому счету, для работы не нужно ничего, кроме деревянной заготовки и достаточно острого ножа: при должном умении может получиться резной наличник, красивая игрушка или любое другое изделие.

Конечно, шедевры у вас получатся только после многолетней практики. Но начинать осваивать резное дело можно и с самых простых деталей: достаточно изучить эту статью и разобраться в основах.

Разновидности резьбы

Несмотря на то, что в работе с деревом используются самые простые инструменты, да и приемы обработки не отличаются сложностью, результат может быть самым разным. В зависимости от внешнего вида обработанной поверхности выделают такие виды резьбы:

  1. Контурная резьба - пожалуй, самая простая (внешне, не по технике исполнения). Узор наносится на плоскую поверхность неглубокими линиями, формируя контуры рисунка.
  2. Геометрическая резьба - самая распространенная ввиду простоты освоения. В отличие от контурной, узоры формируются не линиями, а комбинацией из геометрических фигур, чаще всего клинообразных выемок.

  1. Плосковыемчатая резьба - технология нанесения орнамента или узора на ровную доску. При этом на плоском фоне вырезаются углубления, которые и формируют нужный нам рисунок.

Разновидностью этой методики считается также сквозная резьба, при которой в заготовке формируют не только углубления, но и отверстия.

  1. Скульптурная резьба (объемная) - самая сложная методика. В качестве заготовки берется чурка, ветка или корень, после чего детали придается нужная форма. Здесь важно не только мастерство резчика, но и то, насколько грамотно подобрана древесина.

Конечно, эта классификация весьма условна, но она дает представление о том, куда можно стремиться в совершенствовании своего мастерства.

Что нужно для работы?

Инструменты резчика

Чтобы делать деревянные игрушки, резные рамки, наличники и другие декоративные объекты, мастеру нужны подходящие инструменты. Помимо обычных столярных (пила, дрель, напильник), нужно использовать и специальные приспособления:

Иллюстрация Инструмент Назначение

Нож-косяк Универсальный инструмент, который используется как для геометрической резьбы по дереву, так и для скульптурных работ.

Стамески Наиболее обширная группа инструментов, применяемых для формирования выемок. В зависимости от формы края выделяют такие разновидности:
  • плоские;
  • полукруглые;
  • уголковые;
  • скобчатые.

Клюкарзы Специальные стамески с выгнутой рабочей частью. С их помощью выполняется рельефная резьба с сильным заглублением.

Ложкорезы Как следует из названия, специальные инструменты для изготовления деревянных ложек. Особая форма лезвия (кольцо или полукольцо с односторонней заточкой) позволяет эффективно выбирать большие объемы древесины.

Цена профессиональных инструментов для резки достаточно высока. И все же начинающему мастеру не стоит экономить: лучше приобрести несколько ножей и стамесок приличного качества. Тогда первый опыт не будет испорчен, и можно будет сосредоточиться на освоении приемов и техник резьбы.

Выбор древесины

Художественная резьба требует формирования достаточно четкого рельефа. А для этого нужны не только подходящие инструменты, но и соответствующий материал. Не всякая древесина подходит для резьбы, а если вы только начинаете осваивать методику, то к выбору нужно подходить очень придирчиво:

  1. Липа - идеальный вариант для новичка. Материал мягкий и однородный, потому самые сложные рисунки для резьбы по дереву лучше осваивать именно на липе.
  2. Ольха (красная и черная) - тоже очень хороший вариант, пусть и более плотный. Идеально режется, почти не коробится при высыхании. Основной минус - сложно найти!

  1. Береза - более твердая и упругая, но при этом вполне подходящая для обучения основам резьбы. При высыхании может деформироваться, потому из березы обычно режут небольшие изделия.
  2. Дуб - отличный вариант, но только для опытного мастера. Рельеф получается идеальным, но при этом нужен очень острый инструмент и уверенная рука.

  1. Груша - древесина с высокой плотностью и хорошей однородностью. Структура материала позволяет выполнять самые тонкие изделия.

Из дерева этих пород вначале необходимо выпилить заготовки, просушить их, при необходимости - обработать начерно. Только после этого на них наносятся рисунки и эскизы, по которым ведется резьба.

Приемы и методики при геометрической резьбе

По сути, вся работа над резной деталью сводится к трем операциям:

  1. Подготовка - выбор и черновая обработка заготовки, перенесение рисунка.
  2. Собственно резьба - нанесение рельефного узора.
  3. Финишная обработка - устранение дефектов, шлифовка, лакировка и т. д.

Инструкция по выполнению базовых операций при резьбе показана в таблице.

Существует такой вид резьбы, как сквозная или ажурная - она подразделяется на, собственно, сквозную и накладную, имеет два подвида: прорезную резьбу (сквозные участки прорезаются стамесками и резцами) и пропильную резьбу (фактически то же самое, но такие участки выпиливаются пилой или лобзиком). Самым производительным инструментом, безусловно, является электролобзик. С ним как раз легко выполнять прорезную резьбу, которая отлично подходит для работ по дереву!

Прорезную резьбу называют ажурной, потому что, как вы можете видеть на фотографиях, изделия, изготовленные в этой технике, выглядят невероятно легкими, словно нежнейшее кружево. Суть прорезной резьбы заключается в том, чтобы насквозь пропилить узор в тонкой деревянной заготовке. Этот вид резьбы приобрел невероятную популярность в сфере украшения дизайна и интерьеров. Самыми яркими примерами прорезной резьбы можно считать резьбу домовую - украшения для наличников на окна и двери, резные перила, украшения фронтонов создавались на Руси с незапамятных времен и многие из них сохранились до наших дней.

Основное отличие прорезной резьбы заключается в том, что фон изделия удаляется полностью. Но иногда, для наилучшего восприятия узора, его прибивают или приклеивают к сплошному фону контрастного цвета. Этот прием называют накладной резьбой.

Учимся прорезной резьбе по дереву: с чего начинается работа

Изначально необходимо подобрать подходящую по размерам деревянную заготовку, причем для такого вида резьбы обычно используют древесину хвойных деревьев (ель, сосна, пихта).

Затем выбирается нужный орнамент и подготавливается для переносана заготовку. При этом создать чертеж будущего трафарета можно самостоятельно, либо выбрать уже существующий шаблон из интернета, где вы можете найти огромное количество как отдельных картинок, так и целых альбомов с изображениями. Ниже на фото представлены примеры удобных и простых чертежей:

Выбранный рисунок сначала переносится на бумагу, затем бумага жестко фиксируется на деревянной заготовке. После этого можно либо сразу высверливать отверстия для пилки и начинать выпиливание, либо дополнительно перенести узор на поверхность дерева, после чего приступить к резьбе.

Выбирая эскиз, следует помнить, что мелкие детали орнамента будут незаметны на крупном фоне, например, на фасаде здания. Поэтому подбирать нужный орнамент надо с учетом пропорций украшаемого элемента, будь то дом или рама для картины.

Подбираем иструменты и приспособления, применяемые при создании узоров

При выполнении резьбы такого вида используют самые различные режущие инструменты, вроде обычных ножей и стамесок. Но работа такими инструментами очень трудоемка и утомительна. Поэтому более популярными таких целей являются дрель и пила, причем тип пилы может быть разный – от лобзика до ручной ножовки, в зависимости от размера созданного вами шаблона.

В наше время мастера редко используют ручной труд при выполнении масштабных работ. Зачастую используют удобные бытовые электроинструменты, например, электродрель, ручной фрезер и электролобзик. С использованием электролобзика работа проходит быстро, легко и качественно. Но при такой работе невозможно обойтись без дрели, используемой для предварительного засверливания отверстий для пилки. Работа ручным фрезером не на столько легка и производительна, к тому же требует предварительных навыков в обращении с этим электроинструментом. Но резьба получается значительно качественнее и при этом не требуется делать предварительных отверстий в заготовке.

Существуют и более оригинальные способы создания прорезного узора на деревянной заготовке. Одним из таких способов является прожигание. Суть данного способа заключается в буквальном прожигании сквозного узора на дереве сильно нагретой нихромовой проволокой. Минусами же можно считать специфический запах гари, необходимость охлаждать рабочий инструмент, из-за чего работа немного затягивается по времени, а так же заметно обугленные края готового узора.

Более усовершенствованным методом такого способа можно считать лазерную резку, которая выделяется высоким качеством и точностью получаемого рисунка. Однако использование подобного способа возможно лишь при закупке очень дорогостоящего оборудования, из-за чего ныне этот вид работы не очень часто используют на практике.

В заключении статьи хотелось бы продемонстрировать вам потрясающую работу очень опытного мастера, изображающего на своих работах не просто абстрактные рисунки, а очень точные и подробные копии животных.

Видео по теме статьи